ДООП технической направленности ТИКО-моделирование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА М 62
________________ ИНН 6662121150 ОГРН 1026605423790 ОКПО 55158314 КПП 668501001_______
620138, г. Екатеринбург, бульвар С. Есенина, 11, тел. 8 (343) 262-27-47; 262-27-21
е-таП: т(1ои62@ес1иекЬ.ги сайт; Ы1р://62.иоуаас!|к.ш/

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 62
Протокол № 2 от «09» декабря 2022г.

УТВЕРЖ
|РУ-детский сад
да № 62
итина
2.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
«ТИКО - МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Срок реализации программы 1 год

Автор-разработчик: воспитатель
Пеженкова Татьяна Юрьевна,
высшая квалификационная
категория

г. Екатеринбург, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Пояснительная записка............................................................................................................................. 4
Цель и задачи Программы.................................................................................................................. 5
Принципы и подходы к формированию Программы........................................................................... 6
Характеристика возрастных особенностей детей...............................................................................7
Планируемые результаты................................................................................................................... 9
2. Учебный план...................................................................................................................................... 10
3. Содержание программы....................................................................................................................... 12
Перспективный план совместной образовательной деятельности............................................................13
4. Методическое обеспечение...................................................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................................ 19
Приложения............................................................................................................................................ 20

Паспорт программы

Наименование
дополнительной платной
образовательной услуги

Основания для
разработки

Заказчик программы
Организация
исполнитель программы
Целевая программа
Составитель программы
Цель

Задачи

Срок реализации
Ожидаемый результат

Программа дополнительной платной образовательной услуги
познавательной направленности для детей среднего дошкольного
возраста и детей с ОВЗ «ТИКО - моделирование »_______________
- Закон РФ «Об образовании»;
- Постановления правительства РФ от 15.08.2013 года № 505 «Об
утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного
и общего образования»
- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации».
- Устав дошкольного образовательного учреждения

Родители МБДОУ
МБДОУ
Воспитанники МБДОУ
Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 62
Пеженкова Татьяна Юрьевна________________________________
Развитие конструктивного мышления у детей
дошкольного
возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных
геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме
и по собственному замыслу;
- расширять представления об окружающем мире - развивать
психические процессы
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки)
через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на
успех и достижения на основе предметно-преобразующей
деятельности.
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной
деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и
взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
2022-2023 учебный год
Повысить уровень конструктивных навыков (комбинирование

2

Сроки реализации
программы

деталей, сочетание по форме, цвету)
- Повысить уровень познавательного развития;
- Повысить уровень художественно-эстетического развития;
- Развитие делового и игрового общения детей;
- Повысится уровень удовлетворенности родителей.
1 год

- наличие конструктора «ТИКО разных моделей.
- занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро
организовать учебное пространство - переставить столы и стулья,
Условия реализации
освободить место для упражнений, связанных с двигательной
программы
активностью детей;
- наличие демонстрационного материал (схем, карт).
- работа в парах, индивидуально;
- коллективная работа;
Основные формы работы
-познавательные игры;
-рефлексия.
-метод наблюдения;
-проектно-конструкторский метод (моделирование и решение
различных ситуаций);
Основные методы работы - игровой метод;
- объяснение и диалог;
- графический метод;
-психогимнастика, психокоррекционные упражнения.

3

Пояснительная записка
«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких
плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате
для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки
- к объёмной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые
при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать
можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели,
коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Дополнительная общеразвивающая
программа

«ТИКО-моделирование»

технической

направленности

позволяет

системно

формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и
математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым
Игровым Конструктором для Обучения. Программа направлена на содействие развития
конструктивного мышления детей дошкольного возраста».
Чтобы научиться создавать собственные объёмные модели, ребёнку необходимо освоить
конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого
картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у
дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные
признаки и опускать менее важные детали.
Педагогическая
программы

целесообразность

«ТИКО - моделирование»

дополнительной
обусловлена

общеразвивающей

важностью

развития

навыков

пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения
общего

интеллектуального

развития.

Предлагаемая

система

логических

заданий

и

тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать,
корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также
поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать
универсальные логические действия.
Актуальность. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как
обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствует
возрастным особенностям дошкольника.
Объем и срок освоения программы: - 9 месяцев (один учебный год).
Количество часов - 32.
Количество детей в группе (4 - 5 лет) - 11 человек
Продолжительность занятий - 20 мин.

4

Количество детей в группе ОВЗ (разновозрастная) - 5 человек
Продолжительность занятий - 25 - 30 мин.
Цель и задачи Программы
Цель: Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через
применение технологии ТИКО-моделирования
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их

свойствах.
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие.
- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы;

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе
предметно-преобразующей деятельности.
Воспитательные:
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя

настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
■

совершенствование навыков классификации;

■

обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведённого анализа;

■

развитие комбинаторных способностей;

■

развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из
частей целое;

■

изучение и конструирование различных видов многоугольников;

■

знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;

■

овладение навыками пространственного ориентирования;

■

обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного
проекта;

■

обучение различным видам конструирования.

5

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
•

формирование целостного восприятия предмета;

•

выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

•

изучение и конструирование различных видов многогранников;

•

исследование «объёма» многогранников;

•

развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственномузамыслу, по
предложенной или свободно выбранной теме.

Принципы и подходы к формированию Программы
• Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития дошкольников.
• Принцип социального партнерства «воспитанник - педагог - семья», предполагает
тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
• Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в
определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, основанный
на интеграции содержания образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на
определенное время становится объединяющей.
В организации работы по конструированию с дошкольниками применяются:
- принцип последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип учёта индивидуальных особенностей,
- принцип интегрированного подхода.
Методы и приёмы:
- наглядно-практические,

- словесные,
- проблемных ситуаций,
- систематизации знаний и умений,
- игровые.
Основные направления программы:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивация к познанию и творчеству;
- стимулирование творческой активности;
- развитие способностей к самообразованию;

6

-

приобщение к общечеловеческим ценностям;

-

организация детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.

Формы обучения: подгрупповая и индивидуальная.
Характеристика возрастных особенностей детей
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой
роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради
них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий
детей.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 - 6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности
действий.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут
вычленять в сложных объектах простые формы н из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине,
цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в
пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить
по

схеме,

решать

лабиринтные

задачи.

Развивается

предвосхищение.

На

основе

пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их
взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во
внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже:
сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка
из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или
белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых
или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
организованность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку
на заданную тему.

7

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15 - 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении
каких-либо действий несложное условие.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный
мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и
трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения

со

сверстниками

характеризуются

избирательностью,

которая

выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются партнеры по играм. В группах
начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя
важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребёнка, его детализации.
Психологические особенности детей с ОВЗ
1.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации,
недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не

могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность
частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое
целое.
3.

Внимание

неустойчивое,

рассеянное, дети с трудом переключаются с

деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
развитием

интеллектуальной

активности детей,

несовершенством

навыков

одной
слабым

и умений

самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,

механическая над логической, наглядная над словесной.
5.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки

информации.
6.

Мышление -

наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем

наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и

сами игровые роли бедны.

8

9.

Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы

не сформированы.
10.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной

истощаемости,

вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11.

Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической

неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения
путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в
определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;
2.

Темп выполнения заданий очень низкий;

3.

Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5.

Низкий уровень развития речи, мышления;

6.

Трудности в понимании инструкций;

7.

Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10.

Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью
(тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в
настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся
вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых
детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству.
Планируемые результаты

9

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоения
детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год
(сентябрь-май). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
По окончании курса дети должны знать:

- плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании курса занятий дети должны уметь:

- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;

- ориентироваться в понятиях «вперёд», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже»,
«между»;
- конструировать плоские фигуры по образцу.
Способами определения результативности программы являются:
- Мониторинг, проводимый в сентябре и мае в виде естественно-педагогического
наблюдения.
- Выставки детских работ.
- Фотовыставка работ.
- Отчёт на педагогическом совете.

2. Учебный план
Название курса

ТИКО - моделирование с
детьми 4-5 лет

Кол - во
занятий
в неделю

Кол - во
занятий в
месяц

Кол - во
занятий в
год

Мин

Кол - во
детей

1

4

36

20

15

10

Учебно-тематический план для средней группы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Раздел
«Встреча с Зайчонком Тико» Индивидуальная работа.
«Правила безопасного поведения на дорогах»
Индивидуальная работа
«Угощение для зайчика». Работа в парах
«Прогулка в осенний лес». Работа в парах
«Как Белочка с друзьями готовится к зиме»
Коллективная работа
«Приключение волка». Индивидуальная работа
«Земля наш дом родной» Индивидуальная работа
«Моя родина Россия». Индивидуальная работа
«Прогулка кота Тимофея». Работа в парах
«Зимние забавы». Индивидуальная и коллективная работа
«Приключене зайчонка Тико в зимнем лесу»
Коллективная работа
«Уборка снега на дорогах». Индивидуальная работа
«Игрушки для Новогодней ёлки». Индивидуальная работа
«Веселая ферма». Индивидуальная работа
«Загадки от зайчонка Тико» (дикие птицы и животные)
Коллективная работа
«Что перепутал художник». Индивидуальная работа
«Мебель для медвежонка». Индивидуальная работа
«Мебель для медвежонка». Коллективная работа
«Ковёр для мышонка». Индивидуальная работа
«Подарок маме и папе». Индивидуальная работа
Театрализация сказки «Коза дереза». Коллективная
работа
Р.н.с. «Заюшкина избушка» Коллективная работа
Р.н.с. «Бычок - смоляной бочок». Коллективная работа
Р.н.с. «Маша и медведь». Коллективная работа
«Весна пришла». Взаимопроверка
«Ракета»
«Техника: космические аппараты»
«Кого встретил зайчонок ТИКО в весеннем лесу»
Индивидуальная работа
«Насекомые и рыбы». По собственному замыслу
«Насекомые: бабочки»
«День победы».
Мир природы
Итого

Теория

Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

11

3. Содержание программы
Занятия по программе адаптированы к специфике и особенностям преподавания в
учреждении. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных
диагностических материалов. Скоростью и возможностью усвоения именно нашими детьми с
учетом их индивидуальных особенностей, а также пожелания детей.
Специальный отбор не проводится. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной
повседневной деятельности и диагностического наблюдения.
Программа рассчитана на детей в возрасте с 4-5 лет. А также проводится в группе детей с ОВЗ.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию
речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными
являются:
-

конструирование по образцу,

-

конструирование по модели,

-

конструирование по условиям,

-

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,

-

конструирование по замыслу,

-

конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется

познавательная

и

исследовательская

деятельности,

в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Формы
Содержание
1 Конструирование Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей
конструктора,
и показывают способы их воспроизведения.
по образцу
Конструирование по образцу,
в
основе
которой
лежит
подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно
решать
задачи,
обеспечивающие
переход
детей
к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2 Конструирование Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от
по модели
ребёнка очертание отдельных её элементов.
Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них
деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную
задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по модели - эффективное средство активации
мышления дошкольников.
3 Конструирование Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения,
по условиям
определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать
и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. В
процессе такого конструирования у детей формируется умение
анализировать условия и на основе анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма
организации
обучения способствует развитию творческого
конструирования.

12

4

5

6

Конструирование Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали
по простейшим
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные
чертежам
функциональные особенности объектов, создаёт возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у
детей формируются мышление и познавательные способности.
Конструирование Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет
по замыслу
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
ранее.
Конструирование Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают
замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их
по теме
выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме закрепление знаний и умений.

2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности
Заня
тие
№1

№2

№4

№5

№6

№7

Тема занятия

Задачи

1.
Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали.
2.
Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по
схеме.
3.
Познакомить с многоугольниками.
1.
Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали.
«Правила
2.
Совершенствовать умение конструировать ТИКО-фигуры по
безопасного
образцу
поведения на
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью
дорогах»
Индивидуальная работа ТИКО-фигур.
4.
Познакомить детей с объёмными ТИКО фигурами
5.
Формировать умение создавать фигуры путем замещения.
1. Продолжать ратоту по умению соединять ТИКО - детали.
«Угощение для
2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме.
зайчика»
3. Совершенствовать умение конструировать объемные ТИКО
Работа в парах
фигуры.
4. Формировать умение создавать фигуры путем замешения.
1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали,
«Прогулка в
конструировать объёмные ТИКО фигуры.
осенний лес»
Работа в парах
2. Формировать умение выполнять слуховой диктант ТИКО
моделирование
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКОфигур
1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали.
«Как Белочка
2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКОс друзьями готовится
фигуры по образцу.
к зиме»
3. Конструировать объёмные ТИКО фигуры по образцу.
Коллективная работа
4. Развивать игровое общение детей в процессе созданию
коллективной работы.
5. Формировать умение создавать фигуры путем замещения
«Приключение волка» 1. Совершенствовать умение конструировать ТИКО -фигуры по
Индивидуальная работа схеме.
2. Формировать умение декодировать информацию путем
раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети
«Встреча с
Зайчонком Тико»
Индивидуальная работа

13

№8

«Земля наш
дом родной»
Индивидуальная работа

№9

«Моя родина Россия»
Индивидуальная работа

№ 10

«Прогулка
кота
Тимофея»
Работа в парах

№ 11

«Зимние забавы»
Индивидуальная и
коллективная работа

№ 12

«Приключене
зайчонка
Тико в зимнем
лесу»
Коллективная работа

№ 13

«Уборка снега
на дорогах»
Индивидуальная работа

№ 14

«Игрушки для
новогодней
ёлки»
Индивидуальная работа

№ 15

«Веселая ферма»
Индивидуальная работа

конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему)
3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с
ТИКО - фигурами
1. Совершенствовать умение создавать объемные фигуры по
схеме;
2. Формировать умение декодировать информацию путем
раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры
(дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают
схему)
3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с
ТИКО-фигурами
4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
1. Совершенствовать умение конструировать объемные ТИКО фигуры по образцу.
2. Формировать умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование.
3. Закреплять представуление о геометрических фигурах.
1. Формировать умение выполнять
слуховой диктант ТИКО-моделирование
2. Совершенствовать умение создавать объёмные ТИКО
фигуры по схеме.
3. Закреплять умение различать многоугольники.
4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с
помощью ТИКО-фигур.
1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование.
2. Закреплять умение декорировать информацию путем
раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры.
3. Совершенствовать умение конструировать объемные ТИКО фигуры по образцу.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе
создания коллективной работы.
1. Формировать умение конструировать по контурным схемам
2. Совершенствовать умение конструировать плоскостные
ТИКО фигуры по схеме и объёмные фигуры по образцу.
3. Закреплять умение находить и называть заданные
многоугольники.
4. Совершенствовать умение взаимодействовать в процессе
создания коллективной работы
1. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКОфигуры.
2. Закреплять умение конструировать ТИКО-фигуры по
слуховому диктанту
3. Формировать умение сравнивать геометрические фигуры и
выделять их свойства.
1. Закреплять умение работа с контурными схемами.
2. Формировать умение создавать объемные ТИКО- фигуры по
собственному замыслу.
3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с
помощью ТИКО-фигур.
1. Продолжить знакомить детей с приемом «превращения»
плоскостной фигуры в объемную конструкцию.
2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим
и друг к другу.

14

№ 16

№ 17

№ 18

«Загадки от
зайчонка
Тико» (дикие птицы и
животные)
Коллективная работа
«Что перепутал
художник»
(дифференциация
домашние и
дикие животные)
Индивидуальная работа
«Мебель для
медвежонка»
Индивидуальная работа

№ 19

«Мебель для
медвежонка»
Коллективная работа

№ 20

«Ковёр для
мышонка»
Индивидуальная работа

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

1. Закреплять умение работа с контурными схемами
2. Закреплять умение декодировать информацию путем
раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры.
3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с
помощью ТИКО-фигур.
1. Закреплять умение работа с контурными схемами
2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
3. Закреплять умение декодировать информацию путем
раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры

1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО
моделирование
2. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО
- фигуры по образцу.
3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
1. Совершенствовать умение конструировать объемные
фигуры.
2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
3. Совершенствовать коммуникативные умения детей в
процессе объединения фигур в единую сюжетную линию.

1. Формировать умение создавать узоры по образцу
2. Закрепить представление детей о многоугольниках.
3. Закреплять умение кодировать и декодировать информацию
путем решения логических задач
4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с
помощью ТИКО-фигур.
1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО «Подарок маме и
моделирование
папе»
Индивидуальная работа 2. Совершенствовать умения выделять и называть свойства
геометрических фигур.
3. Совершенствовать умение конструировать по схеме и по
образцу.
4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения.
Театрализация сказки 1. Развивать способность использовать ТИКО-конструкции в
рассказывании сказки.
«Коза дереза»
2. Совершенствовать умение конструировать по схеме и по
Коллективная работа
образцу.
3. Формировать умение планировать совместную деятельность,
распределять обязанности и получать ожидаемый результат
1. Закреплять способность использовать ТИКО- конструкции в
Р.н.с. «Заюшкина
рассказывании сказки.
избушка»
2. Формировать умение осуществлять выбор контурных схем
для конструирования.
Коллективная работа
3. Формировать умение планировать совместную деятельность,
распределять обязанности и получать ожидаемый результат
1.
Закреплять
способность использовать ТИКО-конструкции в
Р.н.с. «Бычок рассказывании сказки
смоляной бочок»
2. Формировать умение осуществлять выбор контурных схем
для конструирования.
Коллективная работа
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью
ТИКО-фигур.

15

№ 25

Р.н.с. «Маша и
медведь»
Коллективная работа

№ 26

«Весна пришла»
Взаимопроверка

№ 27

«Ракета»

№ 28

«Техника:
космические
аппараты»

№ 29

«Кого встретил
зайчонок ТИКО в
весеннем лесу»
Индивидуальная
работа
«Насекомые и рыбы»
По собственному
замыслу

№ 30

№ 31

№ 32

«Насекомые:
бабочки»

«День победы»

1. Закреплять способность использовать ТИКО-конструкции в
рассказывании сказки
2. Закреплять умение осуществлять выбор фигуры и
самостоятельно конструировать по образцу и по схеме.
3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКОфигур.
1. Совершенствовать умение конструировать по контурным
схемам
2. Закреплять умение декодировать информацию путем
решения логических задач.
3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения
1. Закреплять умение создавать объемную фигуру из плоской,
используя прием «превращения».
2. Совершенствовать способности конструировать плоскостные
ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по
образцу.
1. Научиться определять форму геометрических фигур с
помощью осязания (наощупь).
2. Познакомиться с различными видами техники,
предназначенной для изучения космического пространства.
3.
Научиться определять - какие фигуры и в каком количестве
необходимы для конструирования.
1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКОмоделирование
2. Закреплять умение конструировать плоскостные
ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции
по образцу.
1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, работать
с контурными схемами
2.
Продолжать учить конструировать плоскостные и, объёмные
ТИКО-конструкции по собственному замыслу.
1. Научиться определять форму геометрических фигур с
помощью осязания (наощупь).
2. Развивать представления о разнообразии мира
насекомых.
3. Познакомиться с геометрической фигурой -восьмиугольник.
4. Развивать умение конструировать фигуры на основе
восьмиугольника.
1. Совершенствовать умение осуществлять замысел,
планировать и получать результат

16

2.5. Методическое обеспечение
Методы и приемы при организации и проведении занятий Программа рассчитана на
реализацию содержания такими методами и приемами:
- Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО;

моделирование);
- Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ,
обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими
картами);
- Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).
Формы деятельности:
- Дидактические игры.
- Проведение итоговых мероприятий, выставки детского творчества.
Этапы работы с конструктором
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка
и от результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по
образцу и по схемам. Преимущественная форма работы на этом этапе - индивидуальная.
Основные способы конструирования - по образцу, по схеме. На данном этапе можно
использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение».
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно
создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.
3 этап. Коллективное сюжетное конструирование. На этом этапе детям предлагается создание
коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских
проектов.
Мониторинг
Педагогическая диагностика проводится два раза: в сентябре - вводная и в мае итоговая.
Цель входной педагогической диагностики: диагностика имеющихся знаний и умений
дошкольников.
Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровни усвоения
программы.

17

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны
критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности конструктивных навыков у воспитанников
Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок справляется с
заданием
Ребенок самостоятельно справляется с заданием,
допуская ошибки
Ребенок выполняет задания с помощью взрослого
Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки
в выполнении задания

Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень

Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете дополнительного образования.
Кабинет оснащен:
■Компьютер
■Столы - 10 штук;
■Стулья -20 штук;
■Стеллаж для хранения наглядного материала - 1 штука;
■Конструктор ТИКО - 20 наборов
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
-

Дидактические игры: схемы плоскостных ТИКО-фигур, контурные схемы
плоскостных Тико-фигур, диктанты для конструирования.

-

Презентации по темам и сказкам.

-

Наглядные пособия: иллюстрации сказок, сказочные герои, презентации
по теме изучения.

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват.
робототехники. - М: «Маска», 2013.
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и
конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М,: ТЦ Сфера, 2014.
5. Концепция математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
7. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие.
М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Ьйр://^^^.11со-гап118.ги/§аше8_апб_ас11У111е8/бо8Ько1п1к/

Интернет-ресурсы

(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

19

Приложение 1
Бланк анализа достижений воспитанников
№
п/п

Ф .И ребён к а

Зн аю т
различна:
е в и д ^1
п р и зм и
п ирам и д

н

к

Зн аю т
чи сла от
1 до 10

н

к

н азы в аю т и
конструирую
т п лоск и е и
объемн^те
геом етричес
к и е ф игуры

н

к

сравнива
ю ти
классиф и
ц и рую т
ф игуры
по 1 - 2
свойства
м

н

к

ориентиро
в аться в
п о н яти ях
«вверх»,
«вниз»,
«направо»
«налево»

конструи
ровать
п лоск и е и
объем ны е
ф игуры
по
образцу,
по схем е
и по
собствен
ном у
зам ы слу

н

н

к

к

О бщ и й
балл

н

к

1
2
3
4
5
6
7
8

20

П рилож ения 2

Контурные схемы ТИКО-поделок

21

22

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».