1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном
маршруте
для
обучающегося
(воспитанника)
с
ограниченными
возможностями здоровья и/или ребенка-инвалида муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад
комбинированного вида № 62 (далее соответственно – ИОМ, ОВЗ, ДОО)
разработано в соответствии:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в новой редакции);
- Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в новой редакции);
- Приказом Министерства просвещения Российской федерации от
31.07.2020 г. №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (в новой
редакции);
- Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
- Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
с
дошкольного
образования
для
обучающихся
ограниченными
возможностями здоровья (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 №
72149) (далее – ФАОП ДО);
- Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (в новой
редакции);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2,
зарегистрировано Министерством Юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный № 62296, действующим до 1 марта 2027
г.);
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодёжи
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28, зарегистрировано в Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573, действующим до
1 января 2027 г.);
- Положением
о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ –детский
сад комбинированного вида № 62
- Лицензией
на право осуществления образовательной деятельности
МБДОУ № 62»
Уставом МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 62 от
22.12.2015г. (с изменениями).
1.2. Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки
и утверждения ИОМ для ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида, которые в
силу своих индивидуальных образовательных потребностей, испытывают
трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования
и нуждаются в организации коррекционной работы, направленной на
оказание им квалифицированной помощи в освоении программы в ДОО,
осуществления коррекции нарушений развития.
1.3. ИОМ - документ, составленный на основе индивидуальной
психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ и/или ребенкаинвалида в соответствии с заключением и рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии и/или индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) с включением
направлений коррекционной работы,
методов, форм и способов ее
организации, которые позволяют создать условия для максимальной
реализации особых
образовательных
потребностей
обучающегося
(воспитанника) с ОВЗ, а также ребенка, имеющего статус «ребенокинвалид», на уровне дошкольного образования.
2. Цель ИОМ
2.1. Цель ИОМ – преодоление нарушений развития ребенка с ОВЗ и
/или ребенка-инвалида, его разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
3. Задачи ИОМ
3.1. При составлении и реализации ИОМ решаются следующие задачи:
- коррекция недостатков психофизического развития обучающегося с
ОВЗ и /или ребенка-инвалида;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с его
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося с
ОВЗ и/или ребенка-инвалида как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающегося с ОВЗ и/или
ребенка-инвалида, развитие его социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающегося
с ОВЗ и /или ребенка-инвалида.
4. Принципы реализации ИОМ
4.1. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ
отвечает следующим принципам:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны
ближайшего развития;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру;
• принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого
оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития
обучающегося (воспитанника).
5. Порядок составления ИОМ
5.1. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
• этап наблюдения. Цель – выявление обучающихся (воспитанников),
испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные, психомоторные или комплексные;
• этап диагностики. Цель – проведение педагогического и/или
психологического
диагностирования
обучающихся
(воспитанников):
выявление и изучение индивидуальных
особенностей дошкольника.
Психологическую диагностику проводит педагог-психолог. Участие ребенка
в психологической диагностике допускается только с согласия родителей
(законных представителей);
• этап конструирования. Цель – построение ИОМ обучающегося
(воспитанника) на основе рекомендаций ПМПК и/или ИПРА, определение
методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания
коррекционной работы;
• этап завершающей диагностики: проводится с целью выявления
результатов реализации ИОМ.
5.2. Для разработки и реализации ИОМ на заседании психологопедагогического консилиума назначается ведущий специалист.
5.3. В качестве ведущего специалиста может выступать учительлогопед, педагог-психолог и другие специалисты.
5.4. В обязанности ведущего специалиста входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке ИОМ;
- оформление ИОМ и представление его на заседании психологопедагогического консилиума ДОО;
- согласование ИОМ с родителями (законными представителями)
обучающегося (воспитанника) с ОВЗ;
- внесение корректив в содержание ИОМ и другие функции.
5 . 5
Проект ИОМ обсуждается с
родителями (законными
представителями) воспитанника, рассматривается и принимается на
заседании психолого-педагогического консилиума ДОО, после чего ИОМ
утверждается приказом по ДОО с учетом мнения родителей (законных
представителей).
5.6. Структурно-содержательная форма ИМО выстраивается по
основным направлениями коррекционной работы по образовательным
областям в соответствии с ФАОП ДО.
5 . 7 Форма ИОМ представлена в Приложении 1. в соответствии с
настоящим Положением.
5. Реализация ИОМ
5.1. При реализации ИОМ в ДОО определены следующие виды
образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ и /или ребенком-инвалидом:
- групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия;
- организация совместной деятельности педагогов с обучающимся
(воспитанником) на основе различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательной, коммуникативной и др.).
5.2. Для обеспечения взаимодействия педагогов, реализующих ИОМ, с
родителями (законными представителями) при реализации коррекционноразвивающих
направлений
ИОМ
предусматриваются
игровые,
дидактические и другие задания на дом для закрепления и отработки
поставленных задач по преодолению нарушений развития ребенка с ОВЗ
и/или ребенка-инвалида.
5.3. Временной период реализации ИОМ составляет один учебный год.
5.4. По результатам промежуточной диагностики реализации ИОМ по
согласованию со специалистами психолого-педагогического консилиума
ДОО в его содержание могут вноситься коррективы.
5.5. По итогам учебного года осуществляется обсуждение успешности
реализации ИОМ на заседании психолого-педагогического консилиума ДОО.
6. Ответственность за реализацию ИОМ
6.1. Педагогические работники, назначенные приказом по ДОО за
организацию работы с обучающимся (воспитанником) в соответствии с
ИОМ, несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме.
6.2. В конце учебного года специалисты психолого-педагогического
консилиума ДОО проводят анализ эффективности реализации ИОМ для
оформления выводов и рекомендаций по дальнейшему сопровождению
ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида в рамках образовательной
деятельности ДОО.
7. Заключительные положения
7.1. Положение вступает в действие с момента утверждения и издания
приказа по ДОО и действует до принятия нового.
7.2. Изменения в Положение могут вноситься ДОО в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и Уставом ДОО.