06.06.2019
В период работы 2008-2013гг. мною под руководством научного консультанта, доцента, к.п.н. В.А.Елькиной была разработана и реализована система мероприятий по влиянию подвижных игр на повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Система мероприятий включает в себя:
- Игры с элементами логоритмики – повышают интерес, стимулируют точнее выполнять правила игры, повышают качество выполнения движений, способствуют развитию речевого аппарата ребенка («У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Грибник», «Еж и ежата» и другие).
- Спортивно-дидактические игры (интегративные игры, объединяющие различные направления, например, «физическая культура плюс познание», «физическая культура плюс музыка» и т.п.) – повышают интерес ребенка к двигательным заданиям, развивают образно-пространственное мышление, мелкую моторику («Строитель», «Ковбои», «Построй пирамидку» и т.п.).
- Игры-аттракционы – помогают закрепить основные движения и повысить двигательную активность (детям даются определенные двигательные задания).
- Игры из серии «Дорожка препятствий» с использованием универсального набора – способствуют развитию навыков ходьбы и бега, прыжков и ползания, развивают вариативность мышления и пространственную ориентировку.
- Игры с предметами (обруч, палка, мяч, шнур и т.д.) – большое разнообразие поступающей информации в головной мозг ребенка дает толчок к его интеллектуальному развитию, дополнительно к повышению его двигательной активности.
- Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых ребенок выполняет определенную роль в соответствии с содержанием игры.
- Игры малой подвижности – игры на внимание, пальчиковые игры, игры на развитие функции дыхания ребенка.
Реализация данной системы обеспечила своевременную поддержку семье по вопросам физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Система работы в этом направлении интегративно связана и с другими образовательными областями. В связи с этим мною совместно с творческой группой ДОУ разработаны и апробированы на практике комплексы мероприятий по:
-формированию необходимых двигательных навыков, координации движений, ловкости, меткости, быстроты, выносливости;
-развитию самостоятельности, инициативности;
-создание предпосылок для формирования волевых качеств и социального поведения ребенка.
Разработанное методическое оснащение предполагает объединение усилий ДОУ и семьи по обеспечению эффективности системного подхода в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Широко используются:
– проведение совместных с родителями спортивных мероприятий;
– создание проблемных ситуаций и их анализ;
– разыгрывание ситуаций с целью коррекции поведения во время проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста;
– проведение и оформление выставок детского творчества по разным тематикам.
Результаты работы неоднократно представлялись на открытых мероприятиях районного и городского уровней:
– на Межрегиональной выставке «Мать и дитя» (2006, 2009, 2013гг).
Результатом моей деятельности за межаттестационный период по данному направлению можно считать следующие достижения детей:
- воспитанники МБДОУ № 62 в период с 2007 по 2013г.г. постоянно занимают призовые места (3 место) на районных фестивалях Здоровья (при числе участников от 15 до 18 команд), а основа для этих успешных выступлений закладывается именно в младшем возрасте.
- Папулова Катя, 4 класс – играет в волейбол в детской команде «Уралочка».
-Басюк Жорж поступил в училище Олимпийского резерва – лыжные гонки
-Медкова Алена имеет спортивный разряд по плаванию и участвует в областных соревнованиях (ребенок с 4 группой здоровья!).
- Жеребцев Виталий, 1 класс – призер городских соревновании по спортивной гимнастике.
В моей деятельности большое внимание уделялось работе с родителями по реализация единого подхода к каждому ребенку с целью максимального развития его способностей.
При этом использовались коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализовались как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Из традиционных можно назвать коллективные беседы, индивидуальные консультации. Из нетрадиционных – тренинги, ролевые игры, что способствовало формированию личностных качеств у детей, а также сплочению детского коллектива и семьи:
–досуги «День физкультурника», «Рыцарский турнир», «День матери», «Шоу для пап»;
– родительские собрания на темы: «Физическое развитие детей дошкольного возраста»; (для разных возрастных категорий);
– индивидуальные консультации для родителей;
– ежеквартальное оформление информационных окон ;
– оформление информационных стендов для родителей;
- создание виртуального музея Олимпийских игр.
С учетом спроса и предложений родителей, способностей и интересов детей ДОУ, а также в целях физического развития детей младшего дошкольного возраста я, с 2008 по 2013 год являлась руководителем «Школы здоровья». Более 40% детей посещают дополнительные образовательные услуги.
Учитывая, системный подход в работе по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста результаты системы мониторинга (комплексная диагностика уровней усвоения программы «Детство»/под ред. В.И.Логиновой) указывают на повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
За период с 2008 - 2013 годы - прошла курсовую подготовку по повышению квалификации в количестве – более 120 часов.
90% из них имеет направленность на физическое развитие личности ребенка:
– ИРО, «Физическая культура в ОУ различных типов и видов: содержание и организация образовательного процесса»,72 часа, 2008г.
- ИРО, КПК, «Физическая культура в образовательных учреждениях различных типов и видов: содержание и организация образовательного процесса», 72 часа, 2011г.
- Сертификат «ИР-бис», «Организационно-методические подходы к сохранению здоровья детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГТ», 4 часа, 2012г.
Прохождение курсовой подготовки позволили мне принять участие в:
– городском практико – ориентированном семинаре в рамках городской целевой программы развития образования: «Деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации ФГТ в дошкольном детстве» - открытое комплексное занятие по физической культуре (образовательная область «Физическая культура» и «Познание»), 2011;
- в областном семинаре в рамках курсовой подготовки по повышению квалификации специалистов по физической культуре Свердловской области на базе ИРО по теме: «Особенности работы по сохранению, укреплению здоровья и развитию физической культуры ребенка в условиях ДОУ», 2011;
– в подготовке и проведении лекций и практики на КПК ИРО «Организация оздоровительной работы в дошкольных учреждениях» («Использование инновационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников»; «Летний спортивный праздник с учетом ФГТ»), присутствовало 52 человека, 2011;
- в разработке и апробации семинара по теме: «Начинающему инструктору: физкультурное занятие с использованием инновационных методов и приемов с учетом ФГТ», включающий в себя 4 часа теории и 4 часа практики, 2011;
– семинар-практикум ИРО «Здоровьесберегающие технологии, используемые в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста», присутствовало – 27человек., 2010;
За время моей работы в ДОУ коллектив дважды принимал участие в городском конкурсе на «Лучшее образовательное учреждение» г. Екатеринбурга. Вконкурсных материалах представлялся мой опыт работы по физическому воспитанию детей.
В 2007 году коллектив награжден Почетной Грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за высокие показатели в конкурсе по Охране труда. На конкурс представляли и наш опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Использование системного подхода положительно влияет на динамику физического направления развития детей младшего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов обобщен опыт и представлен:
- на городском практико – ориентированном семинаре в рамках городской целевой программы развития образования: «Деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации ФГТ в дошкольном детстве» - открытое комплексное занятие по физической культуре (образовательная область «Физическая культура» и «Познание»), 2011.
Подвижные игры эффективно влияют на повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
В начале учебного года при первичной диагностике детям было предложено поиграть. 56% детей выполняли игровые действия с радостью, 34% - неуверенно, 10% играть отказывались. Ведущую роль согласились выполнить 60% детей. Все правила полностью соблюдали 25% детей. 65% детей выполняли правила игры частично, 10% не выполняли правил.
При промежуточном тестировании в середине учебного года все дети участвуют в подвижных играх, 86% с удовольствием, 14% - неуверенно. Ведущую роль выполняют 85% детей, правила полностью соблюдают 68% детей, 34% выполняют правила частично.
В конце учебного года во время игры будет проведено тестирование детей по следующим показателям: бег 10м (средний уровень 10,2сек.) во время игр с бегом; прыжок в длину с места (30см) во время игры «Птички в гнездышках»; спрыгивание с высоты (15см).
В результате целенаправленного участия малышей в этом виде деятельности в младшей группе установился положительный эмоциональный климат. Между детьми теперь возникает меньше спорных и конфликтных ситуаций, дети учатся договариваться между собой.
Все вышесказанное дает возможность говорить о повышении двигательной активности детей младшей группы в результате внедрения системы подвижных игр.