Особое место в деятельности нашего детского сада занимает реализация образовательной области «Физическое развитие», направленное на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Для обеспечения высокого уровня физического развития детей используются разнообразные формы удовлетворения физической активности и оздоровления детей в условиях ДОУ.
Система физкультурно - профилактической работы включают в себя следующие компоненты:
- режимные моменты,
- специальные оздоровительные занятия и упражнения,
- профилактические мероприятия,
- специальные процедуры и упражнения.
Использование современных методик в ДОУ, направленных на повышение у ребенка интереса к занятиям физической культурой (Утробина К.К., Глазырина Л.Д. по системе " ненасильственное физическое воспитание " и " методика игрового стретчинга"),позволяют построить занятия физической культурой "адаптирующими" и "адаптационными".
Адаптирующее - помогают ребенку уверенно чувствовать себя в окружающем мире, в общении со сверстниками и взрослыми.
Адаптационное - учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его здоровья и физической подготовленности.
Дополнительно проводятся занятия студия Фитнеса" основной целью, которой является не только развитие физических качеств, коммуникативности ребенка, но и укрепление мышечного корпуса малышей.
Большое внимание уделяется профилактической работе по закаливанию детского организма.
Она включает:
- утренний прием детей с 5 лет на улице,
- оздоровительную ходьбу в конце прогулки с отработкой техники дыхания,
- физкультурные занятия на воздухе,
- утреннюю гимнастику на улице в теплое время года,
- оздоровительную гимнастику после сна,
- полоскание горла травяными отварами и водой комнатной температуры,
- обширное умывание водой комнатной температуры,
- воздушные контрастные ванны с последующим сухим растиранием тела,
- хождение по солевым дорожкам,
- дыхательные и пальчиковые гимнастики, которые проводят в комплексе с
получением сеанс ароматерапии,
- точечный самомассаж по методике «Уманской»,
- солнечные ванны в теплое время года,
- водные ванны для ног,
- фитотерапия с использованием различных сборов трав,
- релаксационные упражнения под музыку.
В целях полноценного развития воспитанников, разработана Программа оздоровления детей в условиях ДОУ, включающая:
- фито и ароматерапию в щадящий период,
Все процедуры проводятся в течение дня. Занятия проводит инструктор по физической культуре и воспитатели групп. В результате 80 % детей овладели навыками самомассажа, техникой правильного дыхания.
Оздоровительные мероприятия проводятся под контролем медицинской сестры и врача ДОУ.
В ДОУ созданы прекрасные условия для различных видов двигательной активности детей:
- спортивная площадка,
- тренажерный зал, оснащенный нестандартным оборудованием и всеми видами
детских тренажеров,
- физкультурный зал, оборудованный разнообразным многофункциональным физкультурным оборудованием и материалами.
Данная система мероприятий способствует развитию физических качеств воспитанников.
Воспитанники старших дошкольных групп являются постоянными участниками районных «Фестивалей здоровья». Неоднократно являлись призерами спортивных мероприятий (2 место в фестивале Здоровья , 2015 год, дипломанты спортивных фестивалей: «Спортивная карусель » и «На призы Деда Мороза»). У 80% выпускников сформированы стойкие гигиенические навыки и умения ухода за чистотой своего тела.
Для отслеживания эффективности профилактической и физкультурно- оздоровительной работы с детьми в ДОУ разработана система, позволяющая в короткий срок выявить причины отсутствия ребенка в детском саду, его состояние здоровья, скорректировать комплекс индивидуальных оздоровительных мероприятий:
- ежедневно воспитатели групп в разработанных таблицах отмечают посещаемость детей, выявляют и проводят обсуждение причин их отсутствия с медицинским персоналом и родителями ребенка;
- вырабатываются рекомендации каждому родителю по укреплению здоровья ребенка, выполнению культурно - гигиенических, норм системы закаливающих мероприятий и др.;
- каждому ребенку разрабатывается индивидуальный маршрут оздоровления и комплекс профилактических мероприятий;
- на совместных медико - педагогических совещаниях проходят обсуждения проблем, касающихся физического развития и здоровья каждого ребенка, вырабатывается план по снижению заболеваемости детей на определенный период и рекомендации по увеличению двигательной активности детей в течение дня и т.д.
Цель данной системы:отследить влияние медико - педагогического воздействия на состояние здоровья детей.
Аспекты отслеживания:
1. Заболеваемость ОРЗ - статистический учет
2. Периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах
3. Общее физическое развитие детей
4. Степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В связи с этим разработана следующая документация:
1. Индивидуальная программа оздоровления ребенка в условиях ДОУ. Составляется индивидуально на каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов.
2. Таблица учета заболеваемости каждого ребенка на весь период посещения ДОУ, помогает предупредить острые кризисы заболеваемости детей, а также учесть индивидуальность по оздоровлению ребенка.
3. График заболеваемости детей в каждой возрастной группе, является основой для составления плана профилактической и лечебно - оздоровительной работы.
4.Карта развития ребенка, отражает индивидуально–личностное развитие воспитанника, в котором отслеживается степень адаптации детей в условиях ДОУ.
5. Комплекс закаливающих мероприятий.
6. План физкультурно - оздоровительной работы по развитию физических качеств ребенка.
7. Система работы по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей в условиях ДОУ
8. Комплексный план профилактики и оздоровления детей в условиях ДОУ
В ДОУ также отработана система приема малышей в дошкольное учреждение. Первое знакомство ребенка с детским садом «Посвящение в дошколята»проходит вместе с родителями в торжественной обстановке. Ребенок вместе с папой и мамой имеет возможность познакомиться не только с детским садом, но и условиями в группе, выбрать место, где он будет спать, шкафчик в котором будет раздеваться, поиграть игрушками и т.п. Поступление детей в группу проходит постепенно (в неделю поступает по 3 ребенка), продолжительность пребывания ребенка в ДОУ в первые дни зависит от степени адаптации каждого ребенка.