06.06.2019
В период работы 2008-2010гг. основной задачей моей педагогической деятельности стала создание оптимальной модели адаптации детей раннего возраста.
Созданная мной оптимальная модель включает в себя следующие составляющие:
1.Наглядная информация
За межаттестационный период, с целью просветительской и консультационной работы с родителями, я подобрала и систематизировала материалы для оформления информационных стендов и родительских витрин по следующим темам: «Степени адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Ребенок поступает в детский сад», «Для вас, родители», «Задачи воспитания детей раннего возраста», «Давайте познакомимся» и др.
В детском саду оформлены информационные витрины, где освещается деятельность коллектива ДОУ.
2.Предварительное знакомство
Отработана система приема малышей в ДОУ. Первое знакомство ребенка с детским садом «Посвящение в дошколята» проходит вместе с родителями в торжественной обстановке. Ребенок вместе с папой и мамой имеет возможность познакомиться не только с детским садом, но и с условиями в группе, выбрать место, где он будет спать, шкафчик, в котором будет раздеваться, поиграть игрушками и т.п.
3.Изучение семей воспитанников
Позволяет ближе узнать семью ребенка и его индивидуальные особенности
4.Дни открытых дверей
Ежегодно проводится « День открытых дверей», где каждый педагог представляет результаты своего труда за учебный год. Праздничные утренники, на которых присутствует вся семья каждого ребенка - также являются отчетными мероприятиями развития детей за определенный период.
5.Анкетирование
Проводится с целью выявления особенностей развития ребенка, физического состояния каждого ребенка, определенных заболеваний , что учитывается в ходе построения дальнейшей работы;
Анкетирование с родителями позволяет определить степень социализации ребенка, готовности к режиму ДОУ, выявить индивидуально-личностные особенности ребенка.
6.Консультации для родителей
Разработана и систематизирована подборка консультации для родителей индивидуального и группового характера, с учетом возрастных особенностей детей, задачами воспитания и обучения детей раннего возраста и по запросу родителей
7.Экскурсия по ДОУ
Экскурсия по ДОУ позволяет познакомить родителей и детей с предметно-развивающей средой ДОУ и основными функциональными помещениями.
8.Родительское собрание
Разработан цикл собраний с родителями, который включает в себя организационные, итоговые и тематические собрания.
9.Приближенный режим к ДОУ
10.Общение (эмоциональный настрой)
Для создания эмоционального настроя ребенка к пребыванию в ДОУ, используется прием - «Минута вхождения в день». Для выявления эмоционального состояния ребенка в раздевалке группы организован уголок настроения.
11.Организация питания
Организация рационального питания (трехразовый режим питания, включающий выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьего блюда) способствует оздоровлению и укреплению детского организма. Десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых продуктов - жиров, белков, углеводов;
12.Оформление листов адаптации
Ежедневное наблюдение за ребенком фиксировалось в листах адаптации. Это позволяет сделать вывод о степени адаптации ребенка к условиям ДОУ и провести анализ успешности адаптирования ребенка.
13.Игры
Игра – самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
14.Витаминотерапия, аромотерапия.
С целью охраны и укрепления физического здоровья детей , обеспечения психологического благополучия, в рамках профилактических мероприятий проходит - фитоперапия (фиточаи успокоительные, желчегонные, витаминные), витаминотерапия, аромотерапия. Все мероприятия проводятся по согласованию с врачом ДОУ, родителями и индивидуальными особенностями здоровья детей.
15. Постепенный прием в группу
Набор детей в группу проходит постепенно (в неделю поступает по 3 ребенка), в зависимости от особенности привыкания каждого ребенка.
В результате адаптация проходит в быстрые сроки. Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада.
Большое значение в адаптационный период оказывают предметно - развивающая среда в группе. Малыш, переступив порог детского сада, оказывается в совершенно новых условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешная адаптация, но и его развитие. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти. Для удобства организации разнообразной деятельности детей в группе мною созданы следующие центры:
-Центр сенсорного развития, в котором подобран материал для освоения представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, кубики, матрешки, игрушки-вкладыши и др.). Здесь же расположены и различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
-Центр театрализованной деятельности, уголок ряженья. Здесь помещен настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Также есть разнообразные театральные костюмы: шапочки, короны, колпаки, венки, маски животных, косыночки, фартуки, бусы и другие украшения. Уголок ряженья позволяет ребенку направленно изменить свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
- Центр конструирования, в котором имеется различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», крупный и средний Lego – конструктор и др.
--Спортивный центр оснащен яркими разноцветными мячами разного размера, кеглями, кубиками, разноцветными платочками, ленточками, мягко – набивными кубами, игрушками – качалками, . Одним из любимых мест ребятишек является сухой бассейн с множеством разноцветных шариков.
-Центр изобразительной деятельности. Здесь ребенок может самостоятельно рисовать, лепить. Для этого собраны крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, карандаши, книжки - раскраски, фломастеры, «волшебный экран» и др.
-Музыкальный центр. Малыши с удовольствием гремят погремушками, играют на деревянных ложках, металлофонах, детских синтезаторах, бубнах и других инструментах.
-Уголок для игр с песком. Здесь находятся экологические модели «Дворик с домашними животными», «Лес», удобный стол для игр с водой и песком, глиной.
Рассматривая альбомы с фотографиями, картинками, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разными особенностями внешности (прическа, одежда, обувь), ребенок знакомится с окружающим его социальным миром. Альбом с семейными фотографиями – хороший помощник не только в социальном развитии детей, но и помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, снять напряжение от разлуки с семьей.
Для выявления эффективности использования оптимальной модели адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ был проведен анализ степени адаптации детей раннего возраста за 2008-2010 гг. Из данных аналитической справки можно сделать вывод о том, что уровень тяжелой степени адаптации детей раннего возраста снизился на 10% , а уровень легкой адаптации повысился на 20,5%. Данные приведены в таблице.
Дата | Степень адаптации детей раннего возраста в % соотношении | ||||
Кол-во детей | Легкая степень | средняя степень | тяжелая степень | ||
2008г |
30чел. |
47,5% |
35% |
17.5% | |
2009г
|
30чел. |
58% | 29% |
13% | |
2010г |
30 чел. |
68% |
25% |
7% | |
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что разработанная оптимальная модель адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ дала положительные результаты и может использоваться педагогами первых младших групп в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В данное время основное направление моей деятельности - «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологии в рамках реализации ОО «Познание».
Информационно-коммуникационные технологии – особое направление в работе с детьми, направленное на достижение целей развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития через решения следующих задач:
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в детском саду эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне энтузиазма и личного интереса педагогов. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
В нашем детском саду мы начали работу по данному направлению использования более года назад. Все началось с личной заинтересованности. Я предложила использовать презентации MS Power Point в непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
Так мной были созданы серии презентаций на темы: «Птицы зимой», «Комнатные растения», «Красная книга», «Правила дорожного движения», «Минуты, часы, сутки», и прочие презентации по изучаемым темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, упражнения по формированию элементарных математических представлений.
Так же мы стали использовать ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала. Мы применяли презентации на досугах: «День Матери», «День Победы», «День пожилого человека», «23 февраля».
В нашем ДОУ созданы условия для всестороннего развития личности ребенка: оборудован кинозал в помещении театральной студии, оформлены информационный витрины, которые меняются в зависимости от времени года, оборудована радиоточка, с помощью которой дети узнают не только интересные истории об окружающем мире, но и подобран песенный детский репертуар, который сопровождает детей во время прогулки и утреннего приема.
Большое отражение использование ИКТ нашло себя в сотрудничестве с родителями воспитанников:
- на родительских собраниях, где предоставляем фото и видеоматериалы различных видов деятельности детей,
- проводим консультации специалистов для родителей с использованием ИКТ;
- подбор и создание иллюстрированного материала, папок – передвижек для обогащения уголка для родителей.
- нами создан сайт учреждения, где предоставлена полная информация о работе нашего детского сада.
- планируется создание Email сообщение «вопрос-ответ» для родителей, где они смогут задать интересующий для них вопрос и получить на него полный ответ.
Так же в наши планы дальнейшей работы по данной теме входит создание компьютерного центра, где дети смогут непосредственно познакомиться с компьютером и работой с ним.
хочется выделить некоторые положительные стороны и определенные результаты при использовании информационно-коммуникационных технологии в образовательной деятельности:
1. конечно самое главное, что использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, это дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более что современным детям, очень близко восприятие экранных образов.
2. Высоким результатом работы в данном направлении является участие и победы наших детей в разных конкурсах:
- Городской конкурс «Зеленый огонек-2010» (1 место в двух номинациях) – 2010;
- Городской конкурс «Лабиринты природы-2012» - 1,2, 3 места в нескольких номинациях;
- Городской конкурс на лучшую реализацию областного проекта «Родники» в рамках целевой государственной областной программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2009 – 2015 годы» (второе место в общем зачете) – 2012;
- Победители в номинации «Мой Екатеринбург» в городском конкурсе сайтов муниципальных образовательных учреждений системы образования города Екатеринбурга со страницами разделами, посвященными Году российской истории – 2012;
- Городской заочный конкурс «Наши соседи по планете-2013» - 2013.
При подготовке детей для участия в данных конкурсах мною были использованы серии презентации на темы: «Маскировка животных», «Живи, родник, живи», «Родники Урала», «Мой Екатеринбург» и другие.
Для педагогов использование ИКТ оказалось кладезью положительных моментов:
• Использование качественного наглядного материала в непосредственно образовательной деятельности;
• Подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
• Накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
• Снижается время для подготовки к занятиям.
• Происходит обмен опытом, появилась возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.
• Для родителей появилась дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
Но есть одно «НО»: нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. И, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
За прошедший период я принимала активное участие в мероприятиях городского и районного уровня:
- заочный этап городского конкурса «Молодой педагог» - 2010;
- I конкурс «На лучшую методическую разработку игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста» - 2011;
- участник районного этапа конкурса «Молодой педагог» 2011 – 2011;
- V Городской конкурс «Молодой педагог» - 2011;
- фотовыставке «Я и мои ученики» - 2011г.;
- церемония открытия V городского Форума молодых специалистов «Учитель завтрашнего дня» - 2011г;
- лауреат третьей степени районного конкурса «Воспитатель года района - 2012»;
- принимала активное участие в подготовке и проведении мастер – класса по теме: «Формирование интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации» в рамках городской Ассоциации педагогов ДОУ – 2013.
Результативность участия в мероприятиях разного уровня была отмечена следующими наградами:
- Благодарственное письмо Отдела образования Октябрьского района города Екатеринбурга, 2010,2011;
- Почетная грамота Отдела образования Октябрьского района города Екатеринбурга, 2010;
- Благодарственное письмо Октябрьского района города Екатеринбурга, 2010;
- Благодарственное письмо Управление образования Администрации города Екатеринбурга, 2011;
- Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга, 2012;
- Почетная грамота Главы Администрации города Екатеринбурга, 2013.