06.06.2019
«Прогулка под звездным небом».
Игра-занятие
по познавательному развитию детей старшего возраста.
1. Подготовительная часть игры – занятия.
Цель: Формирование представлений о единстве окружающего нас мира; развитие основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе, познавательных интересов.
Задачи:
- формирование представлений о многообразии небесных тел солнечной системы;
- расширение представлений детей о космосе;
- воспитание ценностного отношения к окружающему миру и личному здоровью.
Оборудование: фильмопроектор, экран для просмотра слайдов, аромолампа для проведения дыхательной гимнастики, слайд – шоу на тему космоса, макет солнечной системы и карта звездного неба с обозначением основных созвездий, воздушные шары голубого и красного цвета на каждого ребенка, космические шлемы по количеству детей, набор мягких модулей, подзорная труба, комплект звездочек из картона по количеству детей.
2.Ход игры – занятия.
Конспект игры-занятия на тему «Прогулка под звездным небом».
(Звучит лирическая музыка)
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись мне и друг другу.
Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения.
В группу «влетают» воздушные шары голубого и красного цвета. Дети играют с ними.
Воспитатель: Ребята, что вам напоминают эти воздушные шары?
Ответы детей.
Воспитатель: А мне они напоминают планеты нашей солнечной системы. Они такие же круглые и летают как в невесомости. Ребята, хотите попутешествовать в космосе?
Ответы детей.
Воспитатель: Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим.
Самым смелым будет наш
Веселый, дружный экипаж.
Но сначала уточним, что увидеть в космосе хотим?
Словесная игра: «В космосе мы увидим».
Дети берут подзорные трубы, перечисляют, что можно увидеть в космосе: звезды, планеты, метеориты, кометы и т.д.
Воспитатель: Ребята, на чем мы можем полететь в космос?
Ответы детей.
(Дети из мягких модулей собирают ракету по плану.)
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать командира космического корабля. А для этого нужно постараться отгадать загадки. За правильный ответ я буду давать звездочки. Кто наберет больше всех звездочек, тот и будет нашим капитаном. Командир должен быть надёжным, отважным, храбрым, ведь в пути может всякое произойти.
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы её узнали дети?
Ну, конечно
(Луноход.)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем
(Спутник.)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно
(ракета.)
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это
(невесомость.)
Он черен, как ночь,
И звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же
(космос.)
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто
(космонавт.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(Подсчет звездочек, назначение капитана.).
Дидактическая игра «Завтрак космонавта» (игра о вредной и полезной пище).
Воспитатель: Капитан, отдайте команду по местам.
(Капитан отдает команду, дети надевают шлемы и занимают места).
Всё готово? Ключ на старт!
Отправляемся в полет,
Нам пора начать отсчет!
Дети (хором): Десять, девять, восемь, шесть, пять, четыре, три ,два, один Пуск!
(Звучит первый куплет и припев песни «Трава у дома» из репертуара группы «Земляне», сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули. На проекторе слайды с изображением космоса.)
Воспитатель: Наш корабль вышел в открытый космос. Во время полета мы находимся в невесомости.
Физминутка.
Космонавт.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. –
(Потягивания - руки вверх.)
А внизу леса, поля -
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)
Раз, два — стоит ракета
(Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет.
(Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет.
(Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре -
(Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили.
(Шагаем на месте.)
Воспитатель: Капитан, посмотрите в иллюминаторы, что мы видим?
Капитан: Мы видим Землю!
(На проекторе слайд с изображением Земли со спутника.)
Воспитатель: Расскажите о ней, какой вы её видите?
Дети: Земля – это планета, на которой мы живем. Земля круглой формы, голубого, зеленого цвета.
Воспитатель: Что обозначают зеленый и голубой цвета?
Дети: Голубой цвет- это реки, моря, океаны. Зеленый цвет- это леса, суша.
Воспитатель: Капитан! Команда космонавтам по местам!
(Капитан отдает команду по местам)
(Звучит второй куплет песни «Трава у дома»)
Воспитатель: Капитан, доложите обстановку за бортом.
Капитан: По курсу загадочная красная планета
Очень гладко заходим на посадку.
Воспитатель: Ребята, мы можем так просто выйти с корабля.
Дети: Нет! Нам нужна специальная одежда – скафандр. Потому что в космосе холодно и нет воздуха.
(Дети делятся на две команды. Задача: кто быстрее и правильнее наденет скафандр и объяснит для чего он нужен.)
Воспитатель: Ребята, интересно, на какой планете мы находимся? Перед нами кроссворд. Отгадав его, в красных клеточках мы сможем прочитать название планеты.
(Дети отгадывают кроссворд)
1. Камень, летающий в космосе. (Метеорит.)
2. Звезда с хвостом, путешествующая по космосу. (Комета.)
3. Фамилия первого космонавта. (Гагарин.)
4. Кличка собаки-космонавта. (Стрелка.)
М Е Т Е О Р И Т
К О М Е Т А
Г А Г А Р И Н
С Т Р Е Л К А
Воспитатель: Давайте прочитаем название планеты. Что получилось?
Дети: Марс.
(На проекторе слайд с изображение Марса.)
Воспитатель: А во тьме,
Горя багровым светом,
Из глубин
Космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая военная звезда.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Марсе?
(Ответы детей. Марс – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Марс светит красноватым светом. На Марсе сильные ветра. Огромные пустыни усыпаны камнями. На Марсе холодно и пустынно. Воздух состоит из газа, которым люди не могут дышать. На Марсе не кислорода и воды. Там нет жизни.)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
(Звучит музыка из песни «Трава у дома».)
Воспитатель: А в космосе как тихо! Даже слышно, как бьется ваше сердце. (Дети слушают биение своего сердце. Аромотерапия)
Дыхательная гимнастика
Носик ты быстрей найди
И скорее покажи
Ротик свой ты закрывай
Только с носиком играй
Вот так носик – баловник
Он шалить у нас привык
Тише, тише не спеши
Глубоко ты подыши
У нас в ракете хорошо
И поет нос бу-ба-бо
Надо носик нам погреть
Его немного потереть?
Воспитатель: Ребята, что еще интересное мы видим в космосе?
(На проекторе появляется слад с изображение звездного неба.)
Дети: Звезды.
Воспитатель: Ещё в древние времена люди заметили, что некоторые яркие звезды, расположенные недалеко друг от друга, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. (Слайд с изображение созвездий.) Эти фигуры из звезд люди назвали созвездиями и дали им имена.
А вы знаете, под какими созвездиями вы родились?
Ответы детей.
Воспитатель: Но не все ещё созвездия открыты. Мы с вами станем первооткрывателями далеких созвездий.
Дети придумывают созвездия, зарисовывают и дают им имена.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться на Землю.
Капитан, команда по местам!
Капитан: Космонавты по местам! Берем курс на Землю! (Звучит космическая музыка. Джеффри Томпсон.)
Воспитатель: Вот, ребята, мы и вернулись на Землю. Какие звуки мы слышим?
(Звучат голоса птиц, шум водопада, моря.)
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается наша планета от других?
Ответы детей. ( На нашей планете есть жизнь, на других нет)
Воспитатель: В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Ребята, что будет если не будет солнца (почвы, деревьев, насекомых, птиц) ?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы должны делать, чтоб сохранить нашу природу в том же виде, какая она досталась нам?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за интересное путешествие. А на прогулке мы с вами высадим рассаду цветов для озеленения территории нашего детского сада.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
(Я. Аким)