06.06.2019
Средний дошкольный возраст(с 4-5 лет)
1. Ребенок в детском саду.
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по повоу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дошкольники объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, учатся договариваться.
Задачи воспитания и развития:
- дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей;
- развитие познавательной активности через обогащение способов познания, опыта деятельности и представлений об окружающем;
- воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению;
- укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах;
- развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
2. Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными.
Практические умения:
- Умывание. Самостоятельной мыть руки и лицо, пользоваться своим полотенцем, самостоятельно или по указанию взрослого замечать свои грязные руки, лицо и мыть их. Уметь пользоваться зубной щеткой. Полоскать рот после еды.
- Одевание. Одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать и убирать одежду на место, различать обувь на левую и правую ногу, правильно надевать её. Подходить к зеркалу, замечать неполадки в одежде.
- Культура еды. Правильно пользоваться ложкой и вилкой., салфеткой. Не мешать другим детям, правильно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
- Уход за вещами и игрушками. Радоваться чистоте и порядку в комнате, нарядной, опрятной одежде, относится к ней бережно, аккуратно. Ухаживать за игрушками, убирать их на место.
3. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Игровые умения. Принимать оставленную игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей. Играть самостоятельно в настольно-печатные игры, объединяться со сверстниками. Уметь действовать по очереди, по простой схеме.
4. Ребенок входит в мир социальных отношений.
Практические умения. В привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. Пытаться проявлять заботу о близких, уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.
Уметь в небольшой подгруппе объединиться для общей игры, проявлять внимание к желаниям других детей, стремится к согласованным действиям. Проявлять интерес к событиям жизни других детей. Уметь проявлять терпение, нежность, заботу о малышах.
Знать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. На фото уверенно находить себя, своих родителей и близких.
Активно стремиться приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям, проявлять настойчивость в осуществлении задуманных дел.
Уметь высказываться о себе, своем самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающих. Стремиться к общению со старшими и сверстниками на познавательные темы.
5. Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду.
Познавательные и речевые умения. Уметь использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов: объяснять, что нужно сделать, чтобы выявить то или иное качество (свойство) предмета, материала.
Устанавливать связи между назначением часто используемых детьми предметов и их строением, а также материалами, из которых они сделаны.
Группировать предметы по существенному признаку, доказывать, что данный предмет относится к известной ребенку группе.
Составлять простейшие описательные рассказы о предметах, отражая знания об их назначении и о всех известных детям качествах и свойствах предмета.
Интересоваться миром взрослых, их трудом. Испытывать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему, желание научиться выполнять простейшие трудовые процессы. Бережно относится к результатам труда.
6. Ребёнок открывает мир природы.
Познавательные и речевые умения. Различать объекты и явления природы по их признакам. Вычленять совокупность их сенсорных признаков. Уметь сравнивать предметы и явления природы по их свойствам. Уметь составлять описательный рассказ о растениях или животных, отражать в речи результаты наблюдений.
Проявлять любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека. Сочувствие, сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой.
7. Развиваем речь детей.
Представления, умения, навыки. Ребенок осваивает умения диалогической и полилогической речи. Охотно вступает в речевое общение с окружающими. Задаёт вопросы, отвечает на вопросы, слушает ответы товарищей, участвует в коллективном разговоре, поддерживает общую беседу. Замечает неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправляет их.
Осваивает умения монологической речи, составляет короткие описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказывает литературные произведения.
8. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки.
Познавательные и речевые умения и способности.Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Устанавливать причинные связи в тексте. Представлять в воображении героев и события. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям.
Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней.
Приобретать навыки и умения собственной творческой и изобразительной деятельности. Уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом.
Пользоваться ножницами, резать по прямой линии, срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму. Освоить различные операции в лепке.
Уметь создать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм, и тематического конструктора. Уметь видеть образ в природном материале, составлять образ из частей.
Понимать, что музыка может выражать характер и настроение человека. У детей развивается музыкальный интонационный слух.
9. Первые шаги в математику.
Умения и способности:
- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру,
- сравнивать, обобщать группы предметов. Соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству,
- попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения углов, называть свойства предметов, геометрических фигур,
- сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения,
- выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения,
- устанавливать связи между числом, количеством и цифрой.